Продвинутые технологии беспроводной связи уверенно внедряются в сегмент дорогой звуковоспроизводящей аппаратуры. Но особенно интересны такие варианты, за счёт которых можно сэкономить, особенно не жертвуя качеством звучания. Давайте посмотрим, как это получится сделать, имея классический аналоговый источник, а заодно – и с использованием мобильных гаджетов.
ЧИСТО АНГЛИЙСКОЕ
Хотя и говорят, что одним выстрелом нельзя положить двух зайцев, но соблазн решить множество задач, затратив на это минимум усилий и средств, людей не оставлял никогда. Именно этим объясняется глобальный взрыв популярности смартфонов, которые, кажется, к сегодняшнему дню ещё не научились разве что сами запрыгивать в карман владельца.
В том же направлении развивается и домашнее аудио. Ресиверы и Hi-Fi-компоненты по внешнему дизайну становятся всё более и более лаконичными, одновременно прибавляя в функциональности. Тому примером могут служить многие сетевые аудиокомплексы.
Лаковый фасад, изящные раздельные пыльники, обшивка корпусов материалом, идеально имитирующим кожу, парные фазоинверторы сзади…
Сегодняшняя пара – кстати, чисто английского происхождения – к сетевому тренду не имеет отношения, да и по части «фичей» куда проще, но в ней тоже можно усмотреть признаки вездесущих гаджетов. Оба компонента внешне выполнены в модном минималистском стиле – черная глянцевая отделка позволяет им гармонично сочетаться друг с другом и стильно выглядеть в современном интерьере. Возможности по интеграции в него расширены за счёт того, что и проигрыватель, и акустика выпускаются также в белом лаке. Они отличаются простотой установки, позволяют избавиться от лежащих на виду проводов и хитрой коммутации, а заодно – и от дополнительных компонентов или дорогих аксессуаров. С ними не придется тратиться на внешний ЦАП, Bluetooth-донгл или акустические кабели (которые в сумме могли бы вылиться в немаленькую сумму), чтобы собрать самодостаточный воспроизводящий комплекс. Более того, и акустика, и проигрыватель могут служить образцами грамотного расчёта: у них нет ничего лишнего, а то, что есть – строго по делу. Познакомившись с ними поближе, вы увидите, что это тот самый случай, когда не переплачиваешь ни рубля.
Активные наследники
Мы смирились с мыслью, что студийные мониторы со встроенными усилителями – недешевое удовольствие (если, конечно, говорим о системах контрольного класса, а не о примитивной консольной акустике для речевых студий). Точно так же складывается и зарождающийся рынок беспроводной акустики для дома. Уже есть разные доступные по цене активные варианты, но продвинутые системы с интерфейсами для передачи данных по стандартам Hi-Res – это уже про деньги.
Третий элемент системы – центральный хаб, обеспечивающий трансляцию аудиоданных с разрядностью 24 бит/96 кГц без какого-либо сжатия!
Wharfedale, кажется, первая, кто решилась нарушить этот принцип. Смотрите, каких красавцев они создали! Лаковый фасад, изящные раздельные пыльники, обшивка корпусов материалом, идеально имитирующим кожу, парные фазоинверторы сзади… В Diamond A1 причудливо сочетаются черты «дизайнерской» домашней стереопары и мониторов из мира Pro-Audio. Но не это главное. В основе, как нетрудно догадаться, драйверы от успешной линейки Diamond – правда, от более почтенной «двухсотой», а не от самой новой «одиннадцатой» серии: 13-сантиметровые басовики с легким жестким кевларовым диффузором с характерным антирезонансным рельефом и купольные пищалки в хитром раструбе, из-за которой излучатель кажется коаксиальным. По габаритам наши модели несколько крупнее своих пассивных аналогов – двухполосных Diamond 220. И это, видимо, объясняется желанием разработчиков сохранить оптимальный для выбранных головок внутренний объем в 7,6 литра, часть которого «съела» новая начинка.
Вот она и заслуживает самого пристального внимания. Внутри каждой системы (деления на ведущую и ведомую между ними нет – они абсолютно идентичны) установлено по паре 50-ваттных усилителей класса D, аудиопроцессор для активного деления сигнала на полосы, его коррекции и регулировки уровня плюс беспроводный модуль на 5,2 и 5,8 ГГц. Третий элемент системы – центральный хаб, обеспечивающий трансляцию аудиоданных с разрядностью 24 бит/96 кГц без какого-либо сжатия!
Из-за недостатка технических сведений сложно судить о том, насколько эта технология идентична той, что недавно удивила нас в новейших DALI Callisto, но подход к доставке аудиоданных без потерь и проводов, в общем-то, одинаков. Разница лишь в том, что Wharfedale не стала размещать на корпусах колонок индикацию и органы управления (чем, кстати, сильно снизила стоимость своих изделий), а также упростила и сам беспроводной хаб.
Это совсем легонькая коробочка из пластика, питаемая от адаптера, содержащая модуль связи Bluetooth 4.2 aptX/SBC и дополненная терминалами (аналоговой стереопарой RCA, оптикой и коаксиалом) для прямого подключения внешних устройств без предусилителя. Соответственно, внутри Diamond H1 Hub имеется управляющий микроконтроллер, коммутатор на четыре источника и АЦП для линейного входа. В комплекте – пульт ДУ, при помощи которого можно изменить некоторые системные установки.
Плата стабилизации питания для 24-вольтового синхронного двигателя переменного тока обеспечивает низкий уровень шума и высокую точность скорости вращения.
Инсталляция системы проста до чрезвычайности. Ставим акустику там, где нам надо (но не далее 20 м от хаба), подводим питание, кнопкой на задней панели выбираем назначение (левая/правая/моно). И, собственно, все! Остаётся на пульте или на сенсорной подсвеченной панели хаба выбрать вход и отрегулировать громкость/баланс. При желании можно еще и скорректировать басы трехпозиционными переключателем. Такой же аттенюатор, на наш взгляд, напрашивается и для ВЧ-звена. А в хабе хочется видеть ещё и встроенный ЦАП c интерфейсом USB. Тогда бы на базе активных «Даймондов» получилось завершенное решение для домашней студии. Но в Wharfedale сочли, что доступная цена важнее.
В качестве аналогового источника мы выбрали Rega Planar 1 Plus, хорошо зарекомендовавший себя в тесте с другой акустикой. Это новая вертушка начального класса без какой-либо автоматики и с типичным для многих ранее выпущенных моделей пассиковым приводом. Но у нее есть целый ряд улучшений. Плата стабилизации питания для 24-вольтового синхронного двигателя переменного тока (оснащен двойным алюминиевым шкивом – под 33 1/3 и 45 об/мин) обеспечивает низкий уровень шума и высокую точность скорости вращения. Стабильность гарантируется увесистым опорным диском толщиной 23-мм из фенольной массы с подобранным фетровым матом (крутящий момент передаётся на промежуточный маховик меньшего диаметра, за счёт чего лучше используются инерционные свойства основного диска). Усовершенствован также главный латунный подшипник и основание проигрывателя – последний делается из ламината с отличными антирезонансными свойствами и ставится на модернизированные амортизирующие опоры. Наконец, на столь качественную и изящную (ещё напрашивается слово «примитивную», но оно точно здесь ни к месту) механическую конструкцию устанавливается новый фирменный тонарм RB110. С виду он прост, не требует регулировки выноса иглы или антискейтинга, но при этом, как и все тонармы Rega, собирается английскими мастерами вручную и оснащается заказными подшипниками со сверхнизким коэффициентом трения.
Самое же интересное вот что: производитель сделал модель с «плюсом» куда более универсальной, чем Planar 1, но при этом смог удержать её в бюджетных рамках. Для экономии был упразднен прямой выход и заземляющая шина. Сигнал с головки по коротким экранированным кабелям сразу заводится на встроенный фонокорректор. И это не какая-то копеечная схема на одном операционнике, а фирменный модуль, идентичный тому, что выпускается в виде самостоятельного изделия Fono Mini A2D. Разница лишь в том, что из него полностью изъят интерфейс оцифровки с USB-выходом, а оставшийся аналоговый тракт, обладающий весьма солидными данными (типовые отклонения от кривой в полосе 100 Гц – 20 кГц укладываются в ± 0,25 дБ), точно подогнан под конкретную голову Rega Carbon – в частности, под её выходной уровень 2,5 мВ, рекомендуемый входной импеданс 47 кОм и нагрузочную емкость в 220 пФ.
Эти цифры, кстати, стоит держать в памяти, если появится желание сделать апгрейд, установив вместо штатной головки (это стандартный ММ-звукосниматель со сменной иглой конического профиля – её Rega сама не производит, а заказывает у Audio-Technica) какой-нибудь более продвинутый аналог, чтобы по максимуму раскрыть потенциал системы.
Но в первую очередь волновало другое – обеспечит ли звуковой тракт достаточное разрешение для аналогового источника? Все-таки в хабе стоит АЦП загадочного качества. Решили проверить самым простым способом – заменой межблочных кабелей с разным характером звучания. Если будут изменения – значит, хотя бы с формальной точки зрения все в порядке. В первой пробе с InAkustik Referenz NF-102 получили немного скуповатый на тембры, но очень точно очерченный по всей сцене саунд, который, впрочем, и характерен для этого межблочника. Ставим дорогой Atlas Mavros Ultra RCA и… да, характер воспроизведения заметно меняется! Появляется пластика, проявляется воздух, усиливается динамика в нижнем и среднем регистре, приходит та волшебная живая «тишина» в тихих местах записи, которая мы любим в виниле… Возможно, на звуке сказалась ключевая особенность этого кабеля – «плавающее» заземление, но результат же получился классным! Заодно и проигрыватель раскрылся с новой стороны. Уровень рокота и иных механических призвуков у него действительно очень мал для модели бюджетного класса.
Запомнилось, насколько цельной выходила тембральная и пространственная картинка практически с любой пластинки. Образы точные, свободные, но не раздутые, естественные. На мощных уровнях в звук проникает легкая грязь (от которой в дешевых вертушках еще никто до конца не избавился), а общий тональный баланс можно охарактеризовать как притемненный — некоторым ВЧ-составляющим не хватает искристости. Но именно потому, что в сцене все образы – как живые, да еще и распределены правильно по двухмерному полотну, про все претензии тут же забываешь – хочется просто сидеть неподвижно и слушать винил до тех пор, пока игла не дойдет до «яблока». Эмоциональное сопереживание – так это называлось, пока не наступила эпоха цифрового звука. Показательно, что ни беспроводный способ доставки сигнала к колонкам, ни импульсные усилители внутри «Даймондов» не подпортили этот ценнейший эффект.
Ни беспроводный способ доставки сигнала к колонкам, ни импульсные усилители внутри «Даймондов» не подпортили этот ценнейший эффект.
Об акустике можем добавить следующее. Запас по динамике у них что надо. Ударные они передают без жеманства – в подаче слышится хорошая силовая основа. Есть и небольшая гулкость, но её, наверное, стоит списать на недостаточную прогретость колонок. Владельцы акустики Wharfedale в форумах также частенько упоминают, что по истечении нескольких дней у акустики заметно проясняется и высокий регистр.
Но даже в состоянии «из коробки» Diamond A1 показывают свою фирменную открытую трактовку середины. И, в сравнении с любыми пассивными полочниками, они гораздо универсальнее в плане установки. Для них не придется подолгу подыскивать оптимальную точку, как для других АС, выбирая компромисс между басом и построением сцены. Достаточно аттенюатора: если мониторы стоят близко к стене, щелчком вниз ослабляем бас; есть возможность их выдвинуть – переводим переключатель в верхнюю позицию и музыкальный баланс получается таким, как надо.
Все плюсы активных мониторов проявляются и после перехода с аналогового входа на цифровой. Даже приятно удивил Bluetooth. Обычно с переходом от прослушивания винила на файлы со смартфона слышно, как упрощается вся сценическая картинка, но здесь все более-менее сохраняется. Даже нюансировка в средней полосе получается пусть и не в точности такой, как с аналогового оригинала, но все равно показательно явной. Пожалуй, можно даже и о эмоциональности говорить…
КОМПОНЕНТЫCD-проигрыватель Rega Apollo Rсмартфон Nokia Lumia 930ноутбук Apple MacBook Air A1465Кабелиоптический Oehlbach XXL Series 80 TOSLinkмежблочные InAkustik Referenz NF-102 и Atlas Mavros Ultra RCA
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Вход: RCA || Входная чувствительность: 1,85 В (сопротивление 5 кОм) || Беспроводной протокол: 5,2/5,8 ГГц (24 бит/96 кГц) || Диапазон воспроизводимых частот: 55 — 20000 Гц (+/-3 дБ) || Частота активного разделения полос: 2300 Гц || Мощность встроенных усилителей: 50 Вт на каждую полосу || Уровень максимального звукового давления: 95 дБ || Потребляемая мощность в режиме ожидания/максимальная: 1,2/325 Вт || Отделка: белая или черная || Габариты: 186 x 321 x 230 мм || Масса 1 шт.: 5,5 кг || Цена за пару: 69 900 руб.
Wharfedale Diamond H1 Hub
Входы: стереопары RCA, TOSLink и Coax || Входная чувствительность RCA: 350 мВ || Выходы: SUB || Беспроводные протоколы: Bluetooth 4.2 aptX/SBC, 5,2/5,8 ГГц (24 бит/96 кГц) || Отделка: черная || Габариты: 150 x 29 x 156 мм || Масса: 0,46 кг || Цена: блок поставляется вместе с акустикой.