Адрес Аудио датаРоссияг. Москва
Телефон +7 (499) 499-2438
Телефон +7(8352) 28 24 90
Адрес Аудио датаРоссияЧебоксарыИ.Франко, д.10Салон пом. 2
Назад к списку

Цифровой звук лучше аналогового?

Несмотря на мою безграничную любовь к аналогу я не могу не признать, что в войне форматов победила цифра. Давно и безоговорочно. Как бы нам ни хотелось искать совершенства и чистоты среди шипения магнитных лент и треска виниловых дорожек, всё это давно повержено великой и могучей Ц. Такой чистой и такой... холодной? В любом случае, сейчас будет больно, парни.


Всё, что мы с вами слышим из колонок последние несколько десятилетий полностью цифровое (за исключением избранных с аналоговыми сетапами, до сих пор живущими в тёплом 1977-м). Радио, телевидение, компьютеры и всё вокруг нас уже давно цифровое. Голос твоей женщины в телефоне УЖЕ «матрица». Мы все давно выпили синюю таблетку и пребываем в счастливом неведении.


Цифра многим кажется безжизненной, холодной и совсем не музыкальной, однако чисто технически это не так. Цифра сегодняшнего дня – практически идеальный сосуд для музыки. Аналог передает свои несовершенства музыке и именно его любят адепты вроде меня. Да, я люблю искажения, вносимые аналоговым трактом. Да. Но давайте поговорим о техническом абсолюте качества. О неизменном и не искаженном звуке, пришедшем к нам из студии.



Конечно, цифра во многом снижает интерес к музыке – вспомните, к примеру, когда вы слушали цифру не занимаясь чем-нибудь еще? С аналогом все немного интереснее – ты должен поработать, черт возьми, прежде, чем начнется музыка. Проверить тонарм, поставить иглу в нужное место или заправить ленту, вставить кассету, перемотать и т.п. Ты отдаешь, чтобы взять. Ну вы понимаете. И всё должно быть отстроено, чтобы звучание оставалось правильным. Цифровой же звук для слабаков, не желающих с зеркальцем выверять азимут звукоснимателя.



Но давайте посмотрим правде в глаза. Цифровой звук критикуют в значительной степени из-за невежества. Например, люди, которые не понимают природу цифрового звука, считают, что в цифровом сигнале есть некоторый эффект «ступенек». На самом деле нет. Частота дискретизации и разрядность таковы, что ни о каких ступеньках не может быть и речи, а преобразовав цифру обратно в аналог, вы получите идеальный график, как у аналогового оригинала.


Как я писал в предыдущей публикации, многие склонны считать аналог бесконечным по динамическому диапазону, но это тоже не так. Просто в цифровых форматах легче определить ограничения – у вас есть битовая глубина: 16-битная на CD, 16-битная или 24-битная на DVD, Blu-ray и hi-res файлах. И у вас есть частота дискретизации, которая говорит вам, насколько высокие частоты может воспроизводить ваш носитель: 24 кГц, 48 кГц, 96 кГц и т. д.


В аналоге у вас тоже есть ограничения по разрешению: динамический диапазон и частотные характеристики. Типичный виниловый диск имеет динамический диапазон (между шумом и самым громким сигналом) 50-70 дБ. На компакт-диске он уже 96 дБ, а на любом 24-битном аудиофайле с высоким разрешением - 144 дБ.



Теперь еще вот что – аналоговой системы, способной воспроизводить звук с динамическим диапазоном 144 дБ, не существует в принципе. Её просто не может существовать в реальном мире.  Вот некоторые hi-end ЦАПы имеют заявленный диапазон около 120-130 дБ, но он конечно же драматически сокращается при прохождении через любой усилитель.


Задолго до появления компакт-дисков типичная частотная характеристика большинства усилителей и большинства АС в лучшем случае составляла 20–20 000 Гц. Это потому, что это максимум того, что может услышать человек (проверьте себя после прочтения вот здесь и скорее всего вы будете шокированы, что даже ни о каких 18 кГц в ваших ушах речь не идет).


И, конечно же, чтобы услышать что-то за этими пределами, даже если вы киборг с ДНК собаки, вам нужна вся цепочка сигналов, способная работать на этих частотах: медиа, проигрыватель, усилитель, колонки или наушники. В противном случае вы не услышите никакой разницы.


Компакт-диски могут технически воспроизводить звук 22 кГц, но они фильтруют частоты выше 20 кГц просто потому, чтобы обеспечить выборку и воспроизведение только надлежащего диапазона. При сэмплировании на частоте 96 кГц фильтрация происходит ​​на 40-44 кГц.


DVD-диски, Blu-ray, файлы с HD Tracks и Tidal могут содержать музыку с частотой дискретизации 96 кГц и 24-битной разрядностью.



Это спорный вопрос, сможете ли вы услышать какие-либо преимущества в записи 96 кГц. Однако, нет сомнений в том, что при её воспроизведении никогда не возникает причин ожидать проблемы из-за фильтрации в диапазоне близком к нормальному диапазону человеческого слуха. Так что такой хайрез может звучать лучше просто по этой причине.


А вот большинству кассетных дек очень повезет, если они смогут достичь 20 кГц. Винил же может технически воспроизвести 40-50 кГц. Но для этого вам потребуется очень дорогой проигрыватель, очень дорогой тонарм и очень дорогой звукосниматель. Это сотни тысяч рублей. Сотни. Тысяч. Рублей.



Еще одна неприятная вещь насчет винила. Пластинки имеют потери на высоких частотах... RIAA коррекция повышает частоту 20 кГц на + 20 дБ, чтобы предотвратить потерю сигнала. И большинство мастер-дисков фильтруются с частотой 20 кГц, потому что станки, нарезающие мастер могут быть повреждены частотами выше 20 кГц. Чтобы сделать мастер-диск с более высокими частотами, нужно нарезать его на скорости 1/2 или 1/3 от нормальной.



Опять же, суть всего сказанного выше в том, что сегодня цифровое качество уже лучше, чем нам нужно. И даже если вдруг вам недостаточно 96 кГц, вы можете слушать хайрезы и Blu-ray с частотой дискретизации 192 кГц. Просто примите во внимание тот факт, что высокое качество цифровых носителей часто дискредитируется посредственными плеерами и ЦАПами, благодаря которым складывается неверное впечатление о том, что цифра холодна и безжизненна. Хотите высококачественный звук на любом носителе – вам нужна серьезная техника, способная на это.